| капитализм.
Последнее приходится
подчеркнуть, ибо самой распространенной ошибкой является
буржуазно-реформистское утверждение, будто монополистический или государственно-монополистический капитализм уже
не есть капитализм, уже может быть назван "государственным социализмом" и
тому подобное. Полной планомерности, конечно, тресты не давали, не дают
до сих пор и не могут дать. Но поскольку они дают планомерность, поскольку
магнаты капитала наперед учитывают размеры производства в национальном или
даже интернациональном масштабе, поскольку они его планомерно регулируют, мы
остаемся все же при капитализме, хотя и в новой его стадии, но
несомненно при капитализме. "Близость" такого капитализма к социализму
должна быть для действительных представителей пролетариата доводом за близость,
легкость, осуществимость, неотложность социалистической революции, а вовсе не
доводом за то, чтобы терпимо относиться к отрицанию этой революции и к
подкрашива-нью капитализма, чем занимаются
все реформисты.
Но вернемся к вопросу о государстве. Троякого рода
особенно ценные указания дает здесь
Энгельс: во-первых, по вопросу о республике; во-вторых, о связи национального
вопроса с устройством государства; в-третьих, о местном самоуправлении.
Что касается республики, то Энгельс сделал из этого центр тяжести
своей критики проекта Эрфуртской программы. А если мы припомним, какое значение
Эрфуртская программа приобрела во всей
международной социал-демократии, как она стала образцом для всего второго
Интернационала, то без преувеличения можно будет сказать, что Энгельс
критикует здесь оппортунизм всего второго Интернационала.
"Политические требования проекта, — пишет Энгельс, — страдают
большим недостатком. В нем нет того (курсив Энгельса), что собственно
следовало сказать"66.
И дальше поясняется, что германская конституция есть
собственно слепок с реакционнейшей конституции
Предыдущая страница ... 67
Следующая страница ... 69
|