| всем
фактам, которые делают необходимым авторитет, и они борются страстно против слова.
Почему антиавторитаристы не ограничиваются тем, чтобы кричать
против политического авторитета, против
государства? Все социалисты согласны в том, что государство, а вместе с ним и
политический авторитет исчезнут вследствие будущей социальной
революции, то есть что общественные функции потеряют свой политический характер
и превратятся в простые административные функции, наблюдающие за социальными интересами. Но анти-авторитаристы требуют,
чтобы политическое государство было отменено одним ударом, еще раньше,
чем будут отменены те социальные отношения, которые породили его. Они требуют,
чтобы первым актом социальной революции
была отмена авторитета.
Видали
ли они когда-нибудь революцию, эти господа? Революция есть, несомненно, самая
авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю
другой части посредством ружей, штыков, пушек, т. е. средств чрезвычайно
авторитарных. И победившая партия по необходимости бывает вынуждена удерживать
свое господство посредством того страха,
который внушает реакционерам ее оружие. Если бы Парижская Коммуна не опиралась
на авторитет вооруженного народа против буржуазии, то разве бы она продержалась дольше одного дня? Не вправе ли
мы, наоборот, порицать Коммуну за то, что она слишком мало пользовалась
этим авторитетом? Итак: или — или. Или антиавторитаристы не знают сами, что они
говорят, и в этом случае они сеют лишь путаницу. Или они это знают, и в этом
случае они изменяют делу пролетариата. В обоих случаях они служат только
реакции" (стр. 39) .
В этом рассуждении затронуты вопросы, которые следует рассмотреть в
связи с темой о соотношении
политики и экономики при отмирании государства (этой теме
Предыдущая страница ... 61
Следующая страница ... 63
|