|
чанья
понадобится, может быть, насилие — к сожалению, изволите видеть! ибо всякое применение насилия деморализует, дескать,
того, кто его применяет. И это говорится, несмотря на тот высокий
нравственный и идейный подъем, который бывал
следствием всякой победоносной революции! И это говорится в Германии, где насильственное столкновение, которое ведь
может быть навязано народу, имело бы по меньшей мере то преимущество,
что вытравило бы дух холопства, проникший в национальное сознание из унижения
Тридцатилетней войны . И это тусклое, дряблое, бессильное поповское мышление
смеет предлагать себя самой революционной партии, какую только знает история?" (стр.
193 по 3-му нем. изд., конец 4-ой главы II отдела)20.
Как
можно соединить в одном учении этот панегирик насильственной революции,
настойчиво преподносимый Энгельсом немецким социал-демократам с 1878 по 1894
год, т. е. до самой его смерти, с теорией "отмирания" государства?
Обычно
соединяют то и другое при помощи эклектицизма, безыдейного или софистического выхватывания произвольно (или для
угождения власть имущим) то одного, то
другого рассуждения, причем в девяносто девяти случаях из ста, если не чаще, выдвигается на первый план именно "отмирание".
Диалектика заменяется эклектицизмом: это самое обычное, самое
распространенное явление в официальной социал-демократической
литературе наших дней по отношению к марксизму. Такая замена, конечно, не новость,
она наблюдалась даже в истории классической греческой философии. При подделке
марксизма под оппортунизм подделка эклектицизма под диалектику легче
всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все
противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и
революционного понимания процесса общественного развития.
Предыдущая страница ... 20
Следующая страница ... 22
|