ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 20
| демократии,
в этом лозунге нет. Поскольку в нем легально намекали на демократическую республику, постольку Энгельс готов был "на
время" "оправдать" этот лозунг с агитаторской
точки зрения. Но этот лозунг был оппортунистичен, ибо выражал не только
подкрашивание буржуазной демократии, но и непонимание социалистической критики
всякого государства вообще. Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму государства при
капитализме, но мы не вправе забывать, что наемное рабство есть удел
народа и в самой демократической буржуазной республике.
Далее. Всякое государство есть "особая сила для подавления" угнетенного класса.
Поэтому всякое государство несвободно и ненародно. Маркс и Энгельс
неоднократно разъясняли это своим
партийным товарищам в 70-х годах17.
В-пятых. В
том же самом сочинении Энгельса, из которого все помнят рассуждение об
отмирании государства, есть рассуждение о значении насильственной революции. Историческая оценка ее роли превращается у
Энгельса в настоящий панегирик насильственной революции. Этого "никто
не помнит", о значении этой мысли говорить и даже думать в современных
социалистических партиях не принято, в повседневной пропаганде и агитации среди масс эти мысли никакой роли не играют. А между
тем они связаны с "отмиранием" государства неразрывно, в одно стройное
целое.
Вот это
рассуждение Энгельса:
"... Что насилие играет также в истории другую роль" (кроме
свершителя зла), "именно революционную
роль, что оно, по словам Маркса, является повивальной бабкой всякого старого
общества, когда оно беременно новым18, что насилие является
тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу
и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы, — обо всем этом ни слова
у г-на Дюринга. Лишь со вздохами и стонами допускает он возможность того, что
для ниспровержения эксплуататорского хозяйни-
Предыдущая страница ... 19
Следующая страница ... 21
|
|