|
друг в друга, миллионы
рабочих вступили в войско и принялись совершать это преступление с такой
настойчивостью, с таким увлечением, что капиталистическая буржуазия и
правительства неоднократно выражали им свою
признательность".
Но
Голэй не ограничивается тем, что он беспощадно клеймит "социализм умирающий". Нет, он обнаруживает полное понимание того,
чем порождено это умирание и какой социализм должен прийти на смену
умирающему. "Рабочие массы каждой страны
испытывают, в известной мере, влияние идей, распространенных в буржуазных кругах".
"Когда Бернштейн под именем ревизионизма формулировал своего рода демократический реформизм", Каутский его "разгромил при
помощи подходящих фактов". "Но, когда приличия были соблюдены, партия
продолжала по-прежнему свою "реальную политику". Социал-демократическая партия
стала тем, что она есть в настоящее время. Организация превосходная. Тело
могучее, но душа из него ушла". Не только германская социал-демократия, но и
все отделы Интернационала обнаруживают те же тенденции. "Растущее число
чиновников" порождает определенные последствия; внимание устремляется только
на правильность взносов; на стачки смотрят, "как на манифестации, имеющие
целью добиться лучших условий соглашения" с капиталистами. Привыкают связывать
интересы рабочих с интересами капиталистов, "подчинять судьбу рабочего судьбе
самого капитализма", "желать усиленного развития "своей" "национальной" промышленности в ущерб иностранной".
Р. Шмидт (Schmiedt), депутат рейхстага, писал в одной статье,
что регулирование условий труда
профессиональными союзами выгодно и капиталистам, ибо оно "вносит порядок
и устойчивость в экономическую жизнь", "облегчает расчеты капиталистов и противодействует нечестной конкуренции".
"Итак, —
восклицает Голэй, цитируя эти слова, — профессиональное движение должно считать
честью для себя, что оно делает более
устойчивыми прибыли капиталистов! Цель социализма состоит, должно быть,
в том, чтобы в рамках капиталистического общества требовать максимума выгод,
совместимых с существованием самого капиталистического режима? Если
ЧЕСТНЫЙ ГОЛОС ФРАНЦУЗСКОГО СОЦИАЛИСТА
так, то перед нами —
отречение от всех принципов. Пролетариат стремится не к укреплению капиталистического
строя, не к получению минимальных условий в пользу наемного труда, а к
устранению строя частной собственности и к уничтожению системы наемного труда.
...
Секретари больших организаций становятся важными персонами. А в политическом
движении депутаты, литераторы, ученые, адвокаты, все, кто приносит, вместе с
своей наукой, известное личное честолюбие, пользуются таким влиянием, которое
представляет иногда прямо опасность.
Могущественная
организация профессиональных союзов и солидность их касс развила у их членов
цеховой дух. Одна из отрицательных сторон профессионального движения, по
существу своему реформистского, состоит в том, что оно улучшает положение
наемных рабочих по отдельным слоям или прослойкам,
ставя одну из них выше другой. Это разрушает основное единство и порождает у
наилучше поставленных дух
боязливости, заставляющий их иногда опасаться "движения", могущего быть роковым
для их положения, для их кассы, для их актива. Таким образом создается
своего рода разделение между различными разрядами пролетариата, — разрядами,
искусственно создаваемыми самим профессиональным
движением".
Это
не довод, конечно, против сильных организаций — говорит автор, предвидя, должно
быть, придирки известного рода "критиков". Это доказывает лишь необходимость "души" в организациях, "энтузиазма".
"Каковы
существенные черты, которыми должен отличаться социализм завтрашнего дня? Он
будет интернациональным, непримиримым и повстанческим".
"Непримиримость
есть сила", — справедливо говорит Голэй, приглашая читателя бросить взгляд на
"историю доктрин". — "Когда они оказывались влиятельными? Тогда ли, когда они
бывали приручены властями, или тогда, когда они бывали непримиримыми? Когда христианство потеряло свою
ценность? Не тогда ли, когда Константин обещал ему доходы и предложил
ему, вместо преследований и казней, обшитое галунами платье придворных лакеев?..
Один французский философ сказал: мертвые идеи суть те,
которые являются в изящном
одеянии, без терпкости, без смелости. Они мертвы, потому что они входят в
всеобщее обращение и составляют часть обычного интеллектуального багажа великой
армии
Предыдущая страница ... XXIII
Следующая страница ... 10
|