|
"Мы чувствовали себя не по себе, как будто бы наша совесть была
погружена в грязную воду
двусмысленности и лжи". Читатель может видеть уже отсюда, что Голэй — искренен. Качество, по нашим временам, почти
необыкновенное.
Голэй
вспоминает "революционную традицию" пролетариата. Вполне сознавая, что "для каждой ситуации необходимо подходящее
действие", он напоминает: "для исключительных ситуаций нужны
исключительные моры. Сильные болезни — сильные лекарства". Он напоминает
"решения конгрессов", "которые прямо обращаются к массам и побуждают их к революционным и повстанческим
действиям". Следуют цитаты соответственных мест Штутгартской и
Базельской резолюций . И автор подчеркивает, что
"эти различные резолюции не содержат никакого рассуждения об оборонительной и наступательной войне, а следовательно, не
предлагают никакой особой, националистской, тактики в отмену общепризнанных
основных принципов".
Дочитавши
до этого места, читатель убеждается, что Голэй — не только искренний, но и
убежденный, честный социалист. Качество видных деятелей II Интернационала прямо уже исключительное !
"...
Пролетариат поздравляли военные начальники, а буржуазная пресса восхваляла, в
теплых выражениях, воскрешение того, что она называет "национальной душой".
Это воскрешение стоит нам трех миллионов
трупов.
И однако
— никогда рабочая организация не достигала такого большого числа платящих
членов, никогда не было такого изобилия
парламентариев, такой превосходной организации печати. Никогда не было
также более гнусного дела, против которого следовало бы восстать.
В столь
трагических обстоятельствах, когда дело идет о существовании миллионов людей,
все революционные действия не только допустимы, они — законны. Они более чем
законны, они — священны. Повелительный долг пролетариата требовал попытать
невозможное, чтобы спасти наше поколение от событий,
которые заливают кровью Европу.
Не было ни энергичного поступка, ни попыток возмущения, пи
действий, ведущих к восстанию...
...
Наши противники кричат о крахе социализма. Они чересчур торопятся. И, однако,
кто осмелился бы утверждать, что они во всех отношениях неправы? Что умирает в
данный момент,
ЧЕСТНЫЙ ГОЛОС ФРАНЦУЗСКОГО СОЦИАЛИСТА
это — не социализм вообще, а одна
разновидность социализма, социализм сладенький, без духа идеализма, без страсти, с манерами чиновника и с
брюшком серьезного отца семейства, социализм без смелости, без безумия, любитель статистики, ушедший по
уши в полюбовные соглашения с капитализмом, социализм, занятый одними
только реформами, продавший за чечевичную похлебку свое право первородства,
социализм, который представляет из себя для буржуазии душителя народного
нетерпения, своего рода автоматический тормоз пролетарских смелых действий.
Вот этот-то
социализм, грозивший заразить весь Интернационал, ответствен до известной
степени за то бессилие, за ту импотентность, которые ставят нам в упрек".
В других местах брошюры Голэй говорит прямо о
"реформистском социализме" и об "оппортунизме", как об извращении социализма.
Говоря об этом извращении, признавая "общую
ответственность" пролетариата всех воюющих стран, подчеркивая, что "эта
ответственность падает на голову вождей, которым масса оказала доверие и от которых она ждала лозунга",
— Голэй вполне правильно берет за образец именно немецкий социализм, "лучше
всего организованный, больше всего оформленный, больше всего напичканный
доктринами", и показывает "его численную
силу, его революционную слабость".
"Одушевленная
революционным духом, немецкая социал-демократия могла бы противопоставить милитаристским предприятиям достаточно
определенное, достаточно упорное сопротивление, чтобы увлечь за собой,
на этот единственный путь спасения, пролетариат других стран центральной
Европы.
...
Немецкий социализм имел большое влияние в Интернационале. Он мог сделать больше
всех. От него ждали наибольшего усилия. Но
число есть ничто, если личная энергия парализована слишком суровой
дисциплиной или если "вожаки" употребляют свое влияние для получения
наименьшего усилия". (Насколько правильна вторая часть фразы, настолько неверна
первая: дисциплина вещь прекрасная и необходимая, — например, дисциплина
партии, исключающей оппортунистов и противников революционного действия.)
"Немецкий пролетариат, благодаря своим ответственным вождям, послушался голоса
военной камарильи... другие отделы Интернационала испугались и поступили точно
так же; во Франции двое социалистов сочли необходимым участвовать в буржуазном
правительстве! И, таким образом, несколько
месяцев спустя после торжественного заявления на конгрессе, что социалисты
считают преступлением стрелять
Предыдущая страница ... XXII
Следующая страница ... XXIV
|