|
точку зрения современной демократии, переходя на точку зрения старой
(буржуазной) демократии.
Именно в этом основной грех всех статей и всей позиции, всей линии А. Потресова и его ликвидаторских единомышленников.
Маркс и Энгельс в эпоху старой (буржуазной) демократии решали
вопрос о том, успех какой буржуазии желательнее, заботясь о развитии либерально-скромного движения в
демократически-бурное. А. Потресов в эпоху современной (не
буржуазной) демократии проповедует буржуазный национал-либерализм, когда ни в
Англии, ни в Германии, ни во Франции о буржуазно-прогрессивных движениях, ни
либерально-скромных, ни демократически-бурных, не может быть и речи. Маркс и Энгельс от своей эпохи, от эпохи
буржуазно-национальных прогрессивных движений, шли вперед, толкая
эти движения дальше, заботясь, чтобы они развивались "через головы"
представителей средневековья.
А. Потресов, как и все социал-шовинисты, от своей эпохи
современной демократии пятится назад,
перескакивая на давно отжившую, мертвую и потому внутренне-лживую точку
зрения старой (буржуазной) демократии.
Поэтому
величайшей путаницей и величайшим реакционным призывом является следующий призыв А. Потресова к демократии.
"... Иди не
назад, а вперед. Не к индивидуализму, а к международному сознанию во всей его
целостности и во всей его силе. Вперед, т. е. в известном смысле и назад:
назад к Энгельсу, Марксу, Лассалю, к их методу оценки международных конфликтов;
к их включению и международного действия государств в общий круг демократического
использования".
А. Потресов не в "известном смысле", а во всех смыслах тащит
современную демократию назад, к лозунгам и идеологии старой буржуазной
демократии, к зависимости масс от буржуазии... Метод Маркса состоит прежде
всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса
в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке, чтобы прежде всего
понять, движение какого класса является
Предыдущая страница ... 138
Следующая страница ... 140
|