| в обществе. "Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми,
поставившими себе задачу спасти" (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе)
"сознательную диалектику и
перевести ее в материалистическое понимание природы". "Природа есть
подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это
подтверждение необыкновенно богатое" (писано до открытия радия, электронов, превращения
элементов и т. п.!), "накопляющее ежедневно массу материала и доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете
диалектически, а не метафизически"57.
"Великая основная мысль, — пишет Энгельс, — что мир состоит не из
готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в
которой предметы, кажущиеся неизменными,
равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в
беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, — эта великая основная
мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли
кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на
словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной
области исследования". "Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и
во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед
нею, кроме непрерывного процесса возникновения
и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама
является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу". Таким
образом диалектика, по Марксу, есть "наука об общих законах движения как
внешнего
58
мира, так и человеческого мышления" .
Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и
развил Маркс. Диалектический
материализм "не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками".
От прежней философии остается "учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика"59. А
диалектика, в понимании
Предыдущая страница ... 53
Следующая страница ... 55
|