|
Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут
теорией познания, гносеологией,
которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие
познания, переход от незнания к познанию.
В наше время идея развития, эволюции, вошла
почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию
Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо
более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.
Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе,
на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по
спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое,
революционное; — "перерывы постепенности"; превращение количества в качество;
— внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением
различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного
явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого
явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая
единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты
диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии. (Ср.
письмо Маркса к Энгельсу от 8 января 1868 г. с насмешкой над "деревянными
трихотомиями" Штейна, которые нелепо смешивать с материалистической диалектикой60.)
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Сознание
непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма
привело Маркса к убеждению в необходимости "согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и
перестроить ее соответственно этому основанию"61. Если материализм
вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к
общественной жизни
Предыдущая страница ... 54
Следующая страница ... 56
|