|
чая "более
материалистическое", чем обычно, выступление известного естествоиспытателя Т. Гёксли и его признание, что, поскольку
"мы действительно наблюдаем и мыслим,
мы не можем никогда сойти с почвы материализма", упрекает его за "лазейку" в сторону агностицизма, юмизма56. В
особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: "слепа необходимость, пока она не
сознана. Свобода есть сознание необходимости" (Энгельс в "Анти-Дюринге")
= признание объективной закономерности природы и диалектического превращения
необходимости в свободу (наравне с
превращением непознанной, но познаваемой, "вещи в себе" в "вещь для нас", "сущности вещей" в "явления"). Основным
недостатком "старого", в том числе и фейербаховского (а тем более
"вульгарного", Бюхнера-Фогта-Молешотта) материализма Маркс и Энгельс считали
(1) то, что этот материализм был "преимущественно
механическим", не учитывая новейшего развития химии и биологии (а в наши дни
следовало бы еще добавить: электрической теории материи); (2) то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен
(метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и
всесторонне точки зрения развития; (3) то, что они "сущность человека" понимали
абстрактно, а не как "совокупность" (определенных конкретно-исторически) "всех
общественных отношений" и потому только "объясняли" мир, тогда когда дело идет
об "изменении" его, т. е. не понимали значения "революционной практической деятельности".
ДИАЛЕКТИКА
Гегелевскую
диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали
величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную
формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уродующей и калечащей
действительный ход развития (нередко со скачками, катастрофами,
революциями) в природе и
Предыдущая страница ... 52
Следующая страница ... 54
|