ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 48
| реакционеров, которые "метафизикой" считают материализм естествознания
вообще, а "эмпиризмом" объявляют ступеньку к религии. Изгнание законов из
науки есть на деле лишь протаскивание
законов религии. Напрасно воображает г. Струве, будто его "маленькие хитрости" могут обмануть кого-либо насчет
этого простого и несомненного факта.
VII
От
прямого сражения с марксистами г. Струве, как мы видели, уклонился, спрятавшись
за скептицизм вообще. Тем с большим усердием рассыпает он в своей книге замечания против марксизма, рассчитанные на
уловление придавленного грудой надерганных, несвязных цитат читателя.
Приводится, например, одна цитатка из
Сен-Симона, называется ряд книг о Сен-Симоне (это списывание немецких
библиографических указателей практикуется нашим "ученым" систематически — очевидно, как вернейший путь... к
ученой степени), приводятся подробнейшие
выписки из Ренувье о Сен-Симоне.
И вывод?
Вывод вот
какой: "Как это ни покажется парадоксальным, но просто неоспоримый исторический факт, что высшая форма социализма,
так называемый научный социализм, есть дитя, порожденное связью между мыслью
революционной и реакционной" (51—52). Ибо путь к научному социализму
идет через Сен-Симона, а "Сен-Симон — ученик в одно и то же время и
просветителей XVIII
века и реакционеров конца XVIII и начала XIX века" (53). "Это всегда следует помнить: исторический материализм
по своей сути есть порождение реакции против духа XVIII века. Он, во-первых, реакция органического
воззрения против рационализма, во-вторых, реакция экономизма против
политицизма. Сен-Симон, кроме того, в своем религиозном периоде представляет
реакцию чувства и религии против идей права и человеческой
справедливости" (54—55). И для закрепления г. Струве повторяет еще раз: "мар-
Предыдущая страница ... 47
Следующая страница ... 49
|
|