|
ксизм, это —
формулы французской теократической школы и вообще исторической контрреволюционной реакции, переведенные на язык
позитивизма, атеизма и радикализма. Дав отставку разуму, Маркс остался
революционером и социалистом" (55)...
Если Маркс сумел воспринять и развить дальше, с одной стороны,
"дух XVIII века" в его борьбе с феодальной и
поповской силой средневековья, а с другой стороны, экономизм и историзм (а
также диалектику) философов и историков начала XIX века, то это только доказывает
глубину и силу марксизма, только подтверждает мнение тех, которые видят
в марксизме последнее слово науки. Что в учениях реакционеров — историков
и философов — были глубокие мысли относительно законосообразности и борьбы
классов в смене политических событий, это Маркс указывал всегда с ясностью, не оставляющей места недоразумениям.
А г. Струве кувыркается и объявляет, что
марксизм есть порождение реакции, хотя тут же добавляет, что к марксизму ведет не
Сен-Симон поповский, а Сен-Симон историк и экономист!!
Выходит, что посредством хлесткой фразы, не сказав ни единого серьезного
слова о том, каково было приобретение общественной науки, сделанное Сен-Симоном
после просветителей XVIII века и до
Маркса, наш автор перепрыгнул через всю общественную науку вообще.
Так как эту науку строили, во-первых,
экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы, — так как эту
науку обогащали далее, в связи с ними, просветители XVIII века борьбой с феодализмом и поповщиной, — так как эту
науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, историки и философы
начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о
классовой борьбе, развивая диалектический
метод и применяя или начиная применять его к общественной жизни, — то
марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее
развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы. Таков логический вывод.
Предыдущая страница ... 48
Следующая страница ... 50
|