ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЕТТТЕ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА стр. 47
|
ничающий мудреными
терминами и новообразованиями, г. Струве переходит вдруг в фельетонный тон... Трудненько было бы объявлять
стоимость фантомом без перехода в фельетонный
тон.
Если цена есть "реализованное меновое отношение", то
позволительно спросить: между
кем существует это отношение? Очевидно, между обменивающимися хозяйствами. Если это "меновое отношение" не случайно
возникает в виде исключения, на короткий
срок, а повторяется с неизменной регулярностью, повсеместно и каждодневно, то
очевидно, что "меновое отношение" связывает в один хозяйственный строй совокупность
хозяйств; очевидно, что между этими хозяйствами есть упроченное разделение труда.
Вот вам и рассыпаются уже, как карточные домики,
все хитросплетения г-на Струве насчет
"междухозяйственных" отношений, отделимых будто бы от социальных отношений. Г-н Струве выгнал в дверь понятие товарного
производства, чтобы тайком пропускать его назад в окно. Пресловутый
"эмпиризм" г-на Струве состоит в изгнании из науки неприятных для буржуа
обобщений, которые все же приходится признавать, так сказать, неофициально.
Если цена есть меновое отношение, то неизбежно понять разницу между
единичным,
меновым отношением и постоянным, между случайным и массовым, между моментальным и охватывающим длительные
промежутки времени. Раз это так, — а это несомненно так, — мы столь же
неизбежно поднимаемся от случайного и единичного к устойчивому и массовому, от
цены к стоимости. Попытка г-на Струве объявить стоимость "должным", сблизить ее с этикой или учением канонистов и т. п.,
падает как карточный домик.
Называя
"эмпиризмом" признание стоимости за фантом и "метафизикой" стремление (идущее
"от Аристотеля" к Марксу — стр. 91 — надо еще добавить: через всю классическую
политическую экономию!) — стремление найти закон образования и изменения
цен, г. Струве повторяет прием новейших философских
Предыдущая страница ... 46
Следующая страница ... 48
|
|