ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 118
| много спустя после появления "Анти-Дюринга" Энгельса, одного из главных
философских произведений
марксизма, Дицген писал о Марксе и Энгельсе, как о "признанных основателях" направления.
Это надо иметь в виду, чтобы оценить всяких последователей
буржуазной философии, т. е. идеализма и агностицизма (в том числе и
"махизма"), которые пробуют уцепиться как раз за "некоторую путаницу" у
И. Дицгена. И. Дицген сам осмеял бы и оттолкнул
таких поклонников.
Чтобы
стать сознательными, рабочие должны читать И. Дицгена, но не забывать ни
на минуту, что он дает не всегда верное изложение учения Маркса и
Энгельса, у которых только и можно учиться
философии.
И. Дицген писал в такую эпоху, когда всего шире был распространен
опрощенный, опошленный материализм. Поэтому И. Дицген особенно напирал
на исторические изменения материализма, на диалектический характер
материализма, то есть на необходимость
стоять на точке зрения развития, понимать относительность каждого человеческого
познания, понимать всестороннюю связь и взаимозависимость всех явлений мира, доводить материализм естественноисторический
до материалистического взгляда на историю.
Напирая на относительность человеческого познания, И. Дицген часто
впадает в путаницу, делая неправильные уступки идеализму и агностицизму. Идеализм в
философии есть более или
менее ухищренная защита поповщины, учения, ставящего веру выше науки или рядом с наукой, или вообще
отводящего место вере. Агностицизм (от греческих слов "а" — не и "гносис"
— знание) есть колебание между материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание между материалистической наукой
и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма
(позитивисты, реалисты и пр.) и современные "махисты". Поэтому некоторые из
самых реакционных философов буржуазии, отъявленные мракобесы и прямые защитники
поповщины, пробовали "использовать" ошибки И. Дицгена.
Предыдущая страница ... 116
Следующая страница ... 119
|
|