ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 120
| для такого
государства, как Россия, настоятельная мера в буржуазно-демократическом направлении.
Надо помнить
замечательное изречение Энгельса:
"Ложное
в формально-экономическом смысле может быть истиной в всемирно-историческом смысле"73.
Энгельс высказал это глубокое положение по поводу
утопического социализма: этот социализм был "ложен" в формально-экономическом смысле.
Этот социализм был "ложен",
когда объявлял прибавочную стоимость несправедливостью с точки зрения
законов обмена. Против этого социализма были правы в
формально-экономическом смысле теоретики буржуазной политической экономии, ибо
из законов обмена прибавочная стоимость вытекает вполне "естественно", вполне
"справедливо".
Но
утопический социализм был прав в всемирно-историческом смысле, ибо он
был симптомом, выразителем, предвестником того класса, который, порождаемый
капитализмом, вырос теперь, к началу XX века,
в массовую силу, способную положить конец капитализму
и неудержимо идущую к этому.
Глубокое положение Энгельса необходимо помнить при
оценке современной народнической
или трудовической утопии в России (может быть, не в одной России, а в целом
ряде азиатских государств, переживающих в XX веке буржуазные революции).
Ложный в формально-экономическом смысле, народнический демократизм
есть истина в историческом
смысле; ложный в качестве социалистической утопии этот демократизм есть истина той своеобразной
исторически-обусловленной демократической
борьбы крестьянских масс, которая составляет неразрывный элемент буржуазного
преобразования и условие его полной победы.
Либеральная утопия отучает крестьянские
массы бороться. Народническая выражает их стремления бороться, обещая им за победу
миллион благ, тогда как на самом деле эта победа даст лишь сто благ. Но разве не
естественно, что идущие на борьбу миллионы, веками жившие в неслыханной темноте, нужде, нищете,
Предыдущая страница ... 119
Следующая страница ... 121
|
|