| политике вообще;
2) невнимание к тем особым условиям, в которые поставлена теперь марксистская печать, газеты рабочей демократии.
Начнем с первого
вопроса.
Либералы
все стоят на почве теории о двух лагерях: за конституцию и против конституции.
От Милюкова до Изгоева, от Прокоповича до Μ. Μ. Ковалевского, все они согласны в этом. И нельзя упускать из виду, что
теория двух лагерей вытекает с неизбежностью из классовой сущности всего
нашего либерализма.
В
чем состоит эта сущность с точки зрения экономики? В том, что либерализм есть
партия буржуазии, которая боится движения крестьянских масс, и еще более —
движения рабочих, ибо оно способно ограничить (теперь же, в ближайшем
будущем, без изменения всего
капиталистического строя) размеры и формы ее экономических привилегий.
А экономическая привилегия буржуазии есть собственность на капитал, приносящая в России в два-три раза больше прибыли, чем в
Европе.
Чтобы отстоять эту "русскую" сверхприбыль, надо не допустить
самостоятельности третьего лагеря.
Например, буржуазия вполне может
господствовать и при 8-часовом рабочем дне. Ее господство будет даже тогда полнее, чище, шире, свободнее,
чем при 10— 11-часовом рабочем дне. Но
диалектика классовой борьбы такова, что никогда без крайней необходимости, без
последней необходимости буржуазия не заменит спокойного, привычного, доходного
(обломовски-доходного) 10-часового рабочего дня 8-часовым.
Сказанное о 8-часовом рабочем дне относится
и к верхней палате, и к помещичьему землевладению, и ко многому другому.
Буржуазия
не откажется от старорусских спокойных, удобных, доходных форм эксплуатации
для замены их только европейскими, только демократическими (ибо
демократия, не во гнев будь сказано пылким героям из "Заветов" , есть тоже форма
буржуазного господства), — не откажется, говорим мы, без крайней, последней
необходимости.
Предыдущая страница ... 60
Следующая страница ... 63
|