|
впервые
показали себя на деле, в широком общенациональном масштабе, в массовид-ном,
открытом действии на самых различных поприщах лишь в 1905 году. А за событиями
1905 года в России последовали аналогичные события в целом ряде государств того
самого "Востока", на "неподвижность" которого ссылался Толстой в 1862 году.
1905 год был началом конца "восточной" неподвижности. Именно поэтому этот год принес о собой исторический конец толстовщине,
конец всей той эпохе, которая могла и должна была породить учение
Толстого — не как индивидуальное нечто, не как каприз или оригинальничанье, а как идеологию условий жизни, в которых
действительно находились миллионы и миллионы в течение известного времени.
Учение Толстого безусловно утопично и, по своему
содержанию, реакционно в самом
точном и в самом глубоком значении этого слова. Но отсюда вовсе не следует ни
того, чтобы это учение не было социалистическим, ни того, чтобы в нем не было
критических элементов, способных
доставлять ценный материал для просвещения передовых классов.
Есть социализм и социализм. Во всех странах с капиталистическим
способом производства есть социализм, выражающий идеологию класса, идущего на
смену буржуазии, и есть социализм, соответствующий идеологии классов, которым
идет на смену буржуазия. Феодальный социализм есть, например, социализм
последнего рода, и характер такого
социализма давно, свыше
60 лет тому назад, оценен был Марксом наряду с оценкой других видов социализма53.
Далее. Критические элементы свойственны утопическому учению Л. Толстого
так же, как они свойственны
многим утопическим системам. Но не надо забывать глубокого замечания Маркса,
что значение критических элементов в утопическом социализме "стоит в обратном отношении к историческому
развитию". Чем больше развивается, чем более определенный характер
принимает деятельность тех общественных сил, которые "укладывают" новую Россию
и несут избавление от современных социальных бедствий,
тем быстрее
Предыдущая страница ... 102
Следующая страница ... 104
|