|
Именно потому, что марксизм не мертвая догма,
не какое-либо законченное, готовое, неизменное учение, а живое руководство
к действию, именно поэтому он не мог не отразить на себе поразительно-резкой
смены условий общественной жизни. Отражением смены явился глубокий распад, разброд, всякого рода шатания,
одним словом, — серьезнейший внутренний кризис
марксизма. Решительный отпор этому распаду, решительная и упорная борьба за основы
марксизма встала опять на очередь дня. Чрезвычайно широкие слои тех
классов, которые не могут миновать марксизма при формулировке своих задач,
усвоили себе марксизм в предыдущую эпоху крайне односторонне, уродливо,
затвердив те или иные "лозунги", те или иные ответы на тактические вопросы и не поняв марксистских критериев этих
ответов. "Переоценка всех ценностей" в различных областях общественной жизни
повела к "ревизии" наиболее абстрактных и общих философских основ
марксизма. Влияние буржуазной философии в ее разнообразных идеалистических
оттенках сказалось в махистском поветрии среди марксистов. Повторение заученных, но непонятых, непродуманных
"лозунгов" повело к широкому распространению пустой фразы, на деле
сводившейся к совершенно немарксистским, мелкобуржуазным течениям, вроде
откровенного или стыдливого "отзовизма" или признания
отзовизма "законным оттенком" марксизма.
С другой стороны, дух веховщины, дух отреченства,
охвативший самые широкие слои буржуазии, проник и в то течение, которое стремится
уложить марксистскую теорию и практику в русло "умеренности и аккуратности".
Марксистской здесь осталась уже
одна только фразеология, облекающая насквозь пронизанные либеральным духом рассуждения о "иерархии" и "гегемонии" и т. п.
В
задачу настоящей статьи не может входить, конечно, рассмотрение этих рассуждений.
Достаточно указать на них, чтобы иллюстрировать сказанное выше о глубине
переживаемого марксизмом кризиса, о связи его со всей общественно-экономической
обстановкой пере-
Предыдущая страница ... 87
Следующая страница ... 89
|