|
не могли не дать теоретических формулировок, соответствующих
(непосредственно или
косвенно, в прямом или обратном отражении) этим различным тенденциям.
Во второе трехлетие столкновение различных тенденций
буржуазного развития России не стояло на очереди дня, ибо обе эти
тенденции были придавлены "зубром", отодвинуты назад, загнаны внутрь, заглушены на
некоторое время. Средневековые зубры не только заполнили авансцену, но и
наполнили сердца самых широких слоев буржуазного общества настроением веховским, духом уныния, отреченства.
Не столкновение двух способов
преобразования старого, а потеря веры в какое бы то ни было преобразование, дух "смирения" и "покаяния", увлечение
антиобщественными учениями, мода на мистицизм и т. п., — вот что
оказалось на поверхности.
И эта поразительно резкая смена не была ни случайностью, ни
результатом одного только "внешнего" давления. Предыдущая эпоха так глубоко
всколыхнула слои населения, в течение поколений, в течение веков, стоявшие в
стороне от политических вопросов, чуждые
им, что "переоценка всех ценностей", новая работа над основными проблемами,
новый интерес к теории, к азбуке, к учению с азов возник естественно и
неизбежно. Миллионы, сразу разбуженные от долгого сна, сразу поставленные перед
важнейшими проблемами, не могли удержаться долго на этой высоте, не
могли обойтись без перерыва, без возврата
к элементарным вопросам, без новой подготовки, которая бы помогла
"переварить" невиданно богатые уроки и дать возможность массе несравненно
более широкой пойти опять вперед, уже гораздо более твердо, более сознательно, более уверенно, более выдержанно.
Диалектика
исторического развития оказалась такова, что в первый период на очереди дня стояло осуществление непосредственных
преобразований во всех областях жизни страны, а во второй — переработка
опыта, усвоение его более широкими слоями,
проникновение его, если можно так выразиться, в подпочву, в отсталые ряды разных классов.
Предыдущая страница ... 86
Следующая страница ... 88
|