|
стр. 45, в § 6 о натурфилософии,
космогонии, физике и химии) .
7. Признает ли референт,
что идея причинности, необходимости, закономерности и
т. д.
является отражением в человеческой голове законов природы, действительного
мира? Или Энгельс был неправ,
утверждая это (Anti-Dühring,
S. 20—21, в § III — об ап
риоризме, и S. 103—104, в § XI — о свободе и необходимости)6.
8. Известно ли референту,
что Мах выражал свое согласие с главой имманентной
школы, Шуппе, и даже посвятил ему свой последний и главный философский труд?
Как
объясняет референт это присоединение Маха к явно идеалистической философии
Шуппе, защитника поповщины
и вообще явного реакционера в философии?
9. Почему референт
умолчал о "приключении" с его вчерашним товарищем (по
"Очеркам"),
меньшевиком Юшкевичем, который сегодня объявил Богданова (вслед за
Рахметовым) идеалистом?* Известно ли референту, что Петцольдт в своей
последней
книге9
целый ряд учеников Маха отнес к идеалистам?
10. Подтверждает ли референт
тот факт, что махизм не имеет ничего общего с боль
шевизмом? что против махизма неоднократно
протестовал Ленин? что меньшевики
Юшкевич и Валентинов "чистые" эмпириокритики?
МАТЕРИАЛИЗМ И
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕТКИ ОБ
ОДНОЙ РЕАКЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ11
Написано о феврале—октябре 1908 г.; дополнение к § 1-му
главы IV в марте 1909 г.
Напечатано в мае 1909 г.
в Москве отдельной книгой
издательством "Звено"
Печатается по тексту
книги
изд. 1909
г., сверенному с текстом книги изд. 1920 г.
Обложка первого
издания книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". — 1909 г.
Уменьшено
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Целый ряд писателей, желающих быть марксистами, предприняли у нас
в текущем году настоящий поход против
философии марксизма. Менее чем за полгода вышло в свет четыре книги,
посвященные главным образом и почти всецело нападкам на диалектический
материализм. Сюда относятся прежде всего "Очерки по (? надо было сказать:
против) философии марксизма", СПБ., 1908, сборник статей Базарова, Богданова,
Луначарского, Бермана, Гельфонда, Юшкевича, Суворова; затем книги: Юшкевича —
"Материализм и критический реализм", Бермана — "Диалектика в свете современной
теории познания", Валентинова — "Философские построения марксизма".
Все эти
лица не могут не знать, что Маркс и Энгельс десятки раз называли свои философские
взгляды диалектическим материализмом. И все эти лица, объединенные — несмотря
на резкие различия политических взглядов — враждой против диалектического материализма, претендуют в то же время на
то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть
"мистика", — говорит Берман. Взгляды Энгельса "устарели", — мимоходом, как
нечто само собою разумеющееся, бросает Базаров, — материализм оказывается
опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на "современную
теорию познания", на "новейшую философию" (или "новейший позитивизм"), на
"философию современного естествознания"
Предыдущая страница ... XXII
Следующая страница ... 10
|