ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 10
| или даже
"философию естествознания XX века".
Опираясь на все эти якобы новейшие учения,
наши истребители диалектического материализма безбоязненно договариваются до
прямого фидеизма* (у Луначарского всего яснее, но вовсе не у него одного!13),
но у них сразу пропадает всякая смелость, всякое уважение к своим
собственным убеждениям, когда дело доходит до прямого определения своих
отношений к Марксу и Энгельсу. На деле — полное отречение от диалектического
материализма, т. е. от марксизма. На словах — бесконечные увертки, попытки
обойти суть вопроса, прикрыть свое
отступление, поставить на место материализма вообще кого-нибудь одного из материалистов, решительный отказ от прямого разбора
бесчисленных материалистических заявлений Маркса и Энгельса. Это —
настоящий "бунт на коленях", по справедливому выражению одного марксиста. Это
— типичный философский ревизионизм, ибо
только ревизионисты приобрели себе печальную славу своим отступлением от основных воззрений марксизма и своей боязнью или
своей неспособностью открыто, прямо, решительно и ясно "рассчитаться" с
покинутыми взглядами. Когда ортодоксам случалось
выступать против устаревших воззрений Маркса (например, Мерингу против некоторых
исторических положении ), — это делалось всегда с такой определенностью и обстоятельностью, что никто никогда не
находил в подобных литературных выступлениях ничего двусмысленного.
Впрочем, в "Очерках "по" философии марксизма"
есть одна фраза, похожая на правду.
Это — фраза Луначарского: "может быть, мы" (т. е., очевидно, все сотрудники
"Очерков") "заблуждаемся, но ищем" (стр. 161). Что первая половина этой фразы
содержит абсолютную, а вторая — относительную истину, это я постараюсь со всей
обстоятельностью показать в предлагаемой
вниманию читателя книге. Теперь же замечу только, что если бы наши
философы говорили не от
Фидеизм
есть учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее известное
значение ве-ре12.
Предыдущая страница ... XXIII
Следующая страница ... 11
|
|