| Π
имени марксизма, а от
имени нескольких "ищущих" марксистов, то они проявили бы больше уважения и к
себе самим и к марксизму.
Что
касается до меня, то я тоже — "ищущий" в философии. Именно: в настоящих
заметках я поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди,
преподносящие под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путаное и
реакционное.
Автор Сентябрь 1908 года.
12
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Настоящее издание, кроме отдельных исправлений текста, не
отличается от предыдущего. Я надеюсь, что оно будет небесполезно, независимо
от полемики с русскими "махистами", как
пособие для ознакомления с философией марксизма, диалектическим материализмом,
а равно с философскими выводами из новейших открытий естествознания. Что касается до последних произведений А.
А. Богданова, с которыми я не имел возможности ознакомиться, то
помещаемая ниже статья тов. В. И. Невского дает необходимые указания . Тов. В.
И. Невский, работая не только как пропагандист вообще, но и как деятель партийной школы в особенности, имел полную
возможность убедиться в том, что под
видом "пролетарской культуры" проводятся А. А. Богдановым буржуазные и реакционные воззрения.
Н. Ленин 2
сентября 1920 года.
13
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
КАК НЕКОТОРЫЕ "МАРКСИСТЫ"
ОПРОВЕРГАЛИ
МАТЕРИАЛИЗМ В 1908 ГОДУ
И
НЕКОТОРЫЕ ИДЕАЛИСТЫ В 1710 ГОДУ
Кто сколько-нибудь знаком с философской литературой, тот должен
знать, что едва ли найдется хоть один
современный профессор философии (а также теологии), который бы не занимался прямо или косвенно опровержением
материализма. Сотни и тысячи раз объявляли материализм опровергнутым и в
сто первый, в тысяча первый раз продолжают
опровергать его поныне. Наши ревизионисты все занимаются опровержением
материализма, делая при этом вид, что они собственно опровергают только
материалиста Плеханова, а не материалиста Энгельса, не материалиста Фейербаха,
не материалистические воззрения И. Дицгена, — и затем, что они
опровергают материализм с точки
17 тт
зрения "новейшего" и
"современного" позитивизма , естествознания и т. п. Не приводя цитат, которые всякий желающий наберет сотнями
в названных выше книгах, я напомню те доводы, которыми побивают
материализм Базаров, Богданов, Юшкевич, Валентинов, Чернов и другие махисты.
Это последнее выражение, как более краткое и простое, притом получившее уже
право гражданства в русской литературе, я буду употреблять везде наравне с
выражением: "эмпириокритики". Что Эрнст Мах — самый популярный
В.
Чернов. "Философские и социологические
этюды", Москва, 1907. Автор — такой же горячий сторонник Авенариуса и враг диалектического материализма, как Базаров и К0.
14___________________________ В. И. ЛЕНИН
в настоящее время
представитель эмпириокритицизма, это общепризнано в философской литературе , а
отступления Богданова и Юшкевича от "чистого" махизма имеют совершенно второстепенное значение, как будет
показано ниже.
Материалисты,
говорят нам, признают нечто немыслимое и непознаваемое — "вещи в себе", материю "вне опыта", вне нашего
познания. Они впадают в настоящий мистицизм, допуская нечто
потустороннее, за пределами "опыта" и познания стоящее. Толкуя, будто материя,
действуя на наши органы чувств, производит ощущения, материалисты берут за основу "неизвестное", ничто,
ибо-де сами же они единственным источником познания объявляют наши
чувства. Материалисты впадают в "кантианство" (Плеханов — допуская
существование "вещей в себе", т. е. вещей вне нашего сознания), они "удвояют" мир, проповедуют "дуализм", ибо
за явлениями у них есть еще вещь в себе, за непосредственными данными
чувств — нечто другое, какой-то фетиш, "идол",
абсолют, источник "метафизики", двойник религии ("святая материя", как говорит Базаров).
Таковы доводы махистов против материализма, повторяемые
и пересказываемые на разные лады вышеназванными писателями.
Чтобы проверить, новы ли эти доводы и действительно ли
они направляются только против
одного, "впавшего в кантианство", русского материалиста, мы приведем подробные
цитаты из сочинения одного старого идеалиста, Джорджа Беркли. Эта историческая справка тем более необходима во введении к
нашим заметкам, что на Беркли и на его направление в философии нам
придется неоднократно ссылаться ниже, ибо махисты
неверно представляют и отношение Маха к Беркли и сущность философской линии Беркли.
Сочинение епископа Джорджа Беркли, вышедшее в 1710 году под
названием "Трактат об основах чело-
См., например, Dr. Richard Hönigswaid. "Über
die Lehre Hume's von der Realität der
Außendinge", Brl., 1904, S. 26 (Д-р Рихард Гёнигсвалъд. "Учение Юма о реальности внешнего мира", Берлин, 1904, стр.
26. Ред.).
Предыдущая страница ... 10
Следующая страница ... 15
|