ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
стр. XVIII
| Исходя из материалистической диалектики, Ленин выдвинул положение
о неисчерпаемости материи. "Электрон, — писал он, — так же неисчерпаем, как
и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то
единственно категорическое, единственно
безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека
и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма"
(стр. 277—278). Эта замечательно глубокая ленинская мысль была всесторонне
подтверждена дальнейшим развитием науки (открытием искусственной радиоактивности, сложной структуры атомного ядра, современной
теорией "элементарных" частиц и т.
д.).
В своей
книге В. И. Ленин рассмотрел и такие философские проблемы естествознания, как
вопрос о качественном многообразии материи и форм ее движения, принцип причинности, вопрос об объективной реальности
пространства и времени как основных форм
существования материи и другие. Эти ленинские идеи явились результатом обобщения с позиций диалектического материализма
целого этапа в развитии естествознания,
в особенности физики, знаменующего собой начало продолжающегося и в наши дни революционного переворота в науке и
технике.
В книге "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин
показал неразрывное единство диалектического и исторического материализма,
развил основные положения исторического
материализма, прежде всего — положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному
сознанию. Исторический материализм Ленин противопоставил
идеалистической теории Богданова о тождестве бытия и сознания, а также антинаучным попыткам махистов подменить специфические
закономерности общественного развития "социальной энергетикой",
биологическими и другими
естественнонаучными закономерностями.
В.
И. Ленин раскрыл глубокую связь махизма с религией, показал, что идеализм как
философское направление является важным средством сохранения и поддержания религии.
В результате всестороннего
Предыдущая страница ... XVII
Следующая страница ... XIX
|
|