|
а стихийно, не
видя ясно своей "конечной цели", а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда
даже задом" (стр. 332).
Глубокий
переворот во взглядах на природу, начавшийся на рубеже XIX—XX веков, совпал с усилением
общественно-политической реакции, вызванным переходом капитализма в новую,
империалистическую стадию своего развития. В этих условиях идеалистическая философия, воспользовавшись
революцией в физике, сделала попытку вытеснить материализм из естествознания,
навязать физике свое гносеологическое объяснение новых открытий,
примирить науку и религию. "Суть кризиса современной физики, — писал
Ленин, — состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании
объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и
агностицизмом" (стр. 272—273). Эта "замена" облегчалась еще и тем, что сами условия жизни ученого в капиталистическом
обществе толкают его к идеализму и религии.
В.
И. Ленин не только проанализировал суть кризиса физики, но и определил путь
выхода из него — усвоение физиками диалектического материализма. Развитие
естествознания в СССР и других
социалистических странах, работы прогрессивных ученых капиталистических стран
подтвердили ленинское предвидение.
В книге
"Материализм и эмпириокритицизм" дано философское обобщение новых открытий
естествознания, к которым Ленин подошел как философ, вооруженный наиболее прогрессивным методом мышления, которого
как раз недоставало специалистам-физикам. Этот метод —
материалистическая диалектика, в категориях которой только и может быть
правильно отражена объективная диалектика природы. Этот метод, в противоположность как метафизике, так и релятивизму,
настаивает, по словам Ленина, на приблизительном, относительном
характере наших знаний о строении и свойствах материи, на отсутствии
абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое и т. п.
Предыдущая страница ... XVI
Следующая страница ... XVIII
|