| физической
картины мира. Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней, классической физикой, представители
которой стояли, как правило, на позициях стихийного, неосознанного, часто
метафизического материализма, с точки зрения которого новые физические
открытия казались необъяснимыми. Классическая физика исходила из
метафизического отождествления материи как философской категории с определенными представлениями о ее строении.
Когда же эти представления коренным образом изменились,
философы-идеалисты, а также отдельные физики, стали говорить об "исчезновении"
материи, доказывать "несостоятельность" материализма, отрицать объективное значение научных теорий, усматривать
цель науки лишь в описании явлений
и т. п.
В. И.
Ленин указывал, что возможность идеалистического истолкования научных открытий содержится уже в самом процессе познания
объективной реальности, порождается самим прогрессом науки. Так, закон
сохранения и превращения энергии был использован В. Оствальдом для
обоснования "энергетизма", для доказательства "исчезновения" материи и превращения ее в энергию. Проникновение вглубь
атома, попытки выделить его элементарные составные части привели к
усилению роли математики в развитии
физических знаний, что само по себе было положительным явлением. Однако
математизация физики, а также принцип релятивизма, относительности наших знаний
в период коренного изменения
физической картины мира способствовали возникновению кризиса физики и явились гносеологическими
источниками "физического" идеализма. В действительности новые открытия в физике,
как показал В. И. Ленин, не только не опровергали, а, наоборот,
подтверждали диалектический материализм, к которому подводило все развитие
естествознания. Характеризуя сложный путь развития физики, ее стихийные поиски
правильной философской теории, В. И. Ленин писал: "Современная физика... идет к единственно верному методу и единственно
верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно,
Предыдущая страница ... XV
Следующая страница ... XVII
|