ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 380
| новейшего
естествознания. На стороне материализма неизменно стоит подавляющее большинство
естествоиспытателей как вообще, так и в данной специальной отрасли, именно: в
физике. Меньшинство новых физиков, под влиянием ломки старых теорий великими
открытиями последних лет, под влиянием кризиса новой физики, особенно наглядно показавшего относительность наших
знаний, скатились, в силу незнания диалектики, через релятивизм к идеализму.
Модный физический идеализм наших дней такое же реакционное и такое же
кратковременное увлечение, как модный физиологический идеализм недавнего прошлого.
В-четвертых, за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя
не видеть борьбы партии в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает
тенденции и идеологию
враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад.
Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой
гелертерски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью,
являются материализм и идеализм. Последний есть только утонченная, рафинированная
форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными
организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу
себе малейшее шатание философской мысли. Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам
в их борьбе против материализма вообще и против исторического
материализма в частности.
381
ДОБАВЛЕНИЕ К § 1-му ГЛАВЫ IV С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОДХОДИЛ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ К КРИТИКЕ
КАНТИАНСТВА?124
В первом параграфе четвертой главы мы
показали подробно, что материалисты критиковали и критикуют Канта с диаметрально противоположной стороны
по отношению к той, с которой критикуют его Мах и Авенариус. Не лишним считаем
добавить здесь, хотя вкратце, указание на гносеологическую позицию великого
русского гегельянца и материалиста Н. Г.
Чернышевского.
Немного спустя после критики Канта немецким учеником Фейербаха,
Альбрехтом Pay, великий русский писатель Н. Г.
Чернышевский, тоже ученик Фейербаха, впервые попытался прямо изложить свое
отношение и к Фейербаху и к Канту. Н. Г. Чернышевский выступал в русской литературе еще в 50-х годах прошлого века, как
сторонник Фейербаха, но наша цензура не позволяла ему даже упомянуть имя
Фейербаха. В 1888 году в предисловии к
предполагавшемуся третьему изданию "Эстетических отношений искусства к
действительности" Н. Г. Чернышевский попытался прямо указать на Фейербаха, но
цензура и в 1888 году не пропустила даже простой ссылки на Фейербаха!
Предисловие увидело свет только в 1906 году: см. т. X, ч. 2 "Полного собрания сочинений" Н. Г. Чернышевского, стр.
190—197.
* См. настоящий том, стр. 202—214. Ред.
Предыдущая страница ... 378
Следующая страница ... 382
|
|