| его действительно
непреодолимым оружием в великой освободительной борьбе человечества.
Но не
только ради этого надо читать книгу Геккеля. Его необычайно слабая сторона
связана неразрывно с его необычайно сильной стороной — с наглядным, ярким, составляющим
несравненно большую — и по объему, и по важности — часть книги, изложением
развития естественных наук в этом (XIX) веке,
или, другими словами: изложением победного шествия естественноисторического
материализма" .
* Fr. Mehring, "Die Welträtsel", "Neue Zeit", 1899—1900, 18, 1, 419.
379
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С четырех точек зрения должен
подходить марксист к оценке эмпириокритицизма.
Во-первых
и прежде всего, необходимо сравнить теоретические основы этой философии и диалектического материализма. Такое
сравнение, которому были посвящены три первые главы, показывает по
всей лилии гносеологических вопросов сплошную реакционность эмпириокритицизма,
прикрывающего новыми вывертами, словечками и ухищрениями старые ошибки идеализма
и агностицизма. Только при абсолютном невежестве относительно того, что
такое философский материализм вообще и что такое диалектический метод Маркса и Энгельса, можно толковать о "соединении"
эмпириокритицизма с марксизмом.
Во-вторых,
необходимо определить мзсто эмпириокритицизма, как одной очень маленькой
школки философов-специалистов, среди остальных философских школ современности.
Начав с Канта, и Мах и Авенариус пошли от него не к материализму, а в обратную сторону, к Юму и к Беркли. Воображая, что
он "очищает опыт" вообще, Авенариус на деле очищал только агностицизм
от кантианства. Вся школа Маха и Авенариуса
идет к идеализму все более определенно, в тесном единении с одной из самых
реакционных идеалистических школ, так наз. имманентами.
В-третьих, надо принять во внимание несомненную связь
махизма с одной школой в одной отрасли
Предыдущая страница ... 377
Следующая страница ... 380
|