|
Надо быть слепым, чтобы не видеть идейного родства между
"обожествлением высших человеческих потенций" Луначарского и "всеобщей подстановкой"
психического под всю
физическую природу Богданова. Это — одна и та же мысль, выраженная в одном
случае преимущественно с точки зрения эстетической, в другом — гносеологической. "Подстановка", молча и с другой
стороны подходя к делу, уже обожествляет "высшие человеческие
потенции", отрывая "психическое" от человека и подставляя необъятно расширенное, абстрактное,
божественно-мертвое, "психическое вообще" под всю физическую природу. А "Логос" Юшкевича, вносимый "в
иррациональный поток данного"?
Коготок
увяз — всей птичке пропасть. А наши махисты все увязли в идеализме, т. е. ослабленном, утонченном фидеизме, увязли с того
самого момента, как взяли "ощущение"
не в качестве образа внешнего мира, а в качестве особого "элемента". Ничье ощущение,
ничья психика, ничей дух, ничья воля, — к этому неизбежно скатиться, если не
признавать материалистической теории отражения сознанием человека объективно-реального внешнего мира.
5. ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ И ЭРНСТ МАХ
Посмотрите
на отношение махизма, как философского течения, к естествознанию. Весь махизм борется с начала и до конца с
"метафизикой" естествознания, называя этим именем естественноисторический
материализм, т. е. стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное
убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности
внешнего мира, отражаемой нашим сознанием. И этот факт облыжно
замалчивают наши махисты, затушевывая или запутывая неразрывную связь
стихийного материализма естественников с философскими материализмом как направлением, давным-давно известным и сотни раз подтвержденным
Марксом и Энгельсом.
Возьмите Авенариуса. Уже в 1-м своем сочинении:
"Философия, как мышление о мире по принципу
Предыдущая страница ... 366
Следующая страница ... 368
|