В.И.Ленин ПСС т.18 ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ стр. 365


 


философии марксизма Луначарский договорился до "обожествления высших человече­ских потенций", до "религиозного атеизма" и т. п.? Если вы полагаете так, то исклю­чительно в силу того, что русские махисты неверно осведомили публику насчет всего махистского течения в Европе и отношения этого течения к религии. Не только нет в этом отношении ничего подобного отношению Маркса, Энгельса, И. Дицгена, даже Фейербаха, а есть прямо обратное, начиная с заявлений Петцольдта: эмпириокрити­цизм "не противоречит ни теизму, ни атеизму" ("Einführung in die Philosophie der reinen Erfahrung" , I, 351) или Маха — "религиозные мнения частное дело" (фр. пер., р. 434) и кончая прямым фидеизмом, прямым черносотенством и Корнелиуса, который рас­хваливает Маха и которого расхваливает Мах, и Каруса, и всех имманентов. Нейтраль­ность философа в этом вопросе уже есть лакейство пред фидеизмом, а дальше ней­тральности не поднимаются и не могут подняться Мах и Авенариус в силу исходных пунктов своей гносеологии.
Раз вы отрицаете объективную реальность, данную нам в ощущении, вы уже потеря­ли всякое оружие против фидеизма, ибо вы уже скатились к агностицизму или субъек­тивизму, а это для него только и нужно. Если чувственный мир есть объективная ре­альность, — всякой другой "реальности" или квазиреальности (вспомните, что Базаров поверил "реализму" имманентов, объявляющих бога "реальным понятием") закрыта дверь. Если мир есть движущаяся материя, — ее можно и должно бесконечно изучать в бесконечно сложных и детальных проявлениях и разветвлениях этого движения, дви­жения этой материи, но вне ее, вне "физического", внешнего мира, знакомого всем и каждому, ничего быть не может. И вражда к материализму, тучи клевет на материали­стов, — все это в цивилизованной и демократической Европе порядок дня. Все
* "Очерки", стр. 157, 159. В "Заграничной Газете"121 тот же автор говорит о "научном социализме в его религиозном значении" (№ 3, стр. 5), а в "Образовании"122, 1908, № 1, стр. 164, он прямо пишет: "Давно зреет во мне новая религия...".
— "Введение в философию чистого опыта". Ред.




Предыдущая страница ... 364
Следующая страница ... 366

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински