| обществе, как и гносеология. В общем и целом
профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии —
ученые приказчики теологов.
Задача марксистов и тут и там суметь усвоить себе и переработать те
завоевания, которые делаются
этими "приказчиками" (вы не сделаете, например, ни шагу в области изучения
новых экономических явлений, не пользуясь трудами этих приказчиков), — и уметь
отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со
всей линией враждебных нам сил и классов. Вот этого-то и не сумели наши
махисты, рабски следующие за
реакционной профессорской философией. "Может бить, мы заблуждаемся, но
мы ищем", — писал от имени авторов "Очерков" Луначарский. — Не вы ищете,
а вас ищут, вот в чем беда! Не вы
подходите с вашей, т. е. марксистской (ибо вы желаете быть
марксистами), точки зрения к каждому повороту буржуазно-философской моды, а к вам подходит эта мода, вам навязывает
она свои новые подделки во вкусе идеализма, сегодня à la Оствальд, завтра à la Max, послезавтра à la. Пуанкаре. Те глупенькие "теоретические"
ухищрения (с "энергетикой", с "элементами", "интроекцией" и т. п.), которым вы наивно верите, остаются в
пределах узенькой, миниатюрной школки,
а идейная и общественная тенденция этих ухищрений улавливаемся сразу
Уорда-ми, неокритицистами,
имманентами, Лопатиными, прагматистами и служит свою службу. Увлечение
эмпириокритицизмом и "физическим" идеализмом так же быстро проходит, как
увлечение неокантианством и "физиологическим" идеализмом, а фидеизм с каждого
такого увлечения берет себе добычу, на тысячи ладов видоизменяя свои ухищрения в пользу философского идеализма.
Отношение к религии и отношение к
естествознанию превосходно иллюстрирует это действительное классовое использование буржуазной реакцией эмпириокритицизма.
Возьмите
первый вопрос. Не полагаете ли вы, что это случайность, если в коллективном
труде против
Предыдущая страница ... 363
Следующая страница ... 365
|