|
Маха за
борьбу с материализмом, и немецкие имманенты! Формула И. Дицгена: "дипломированные лакеи фидеизма" не в бровь, а в
глаз бьет Маха, Авенариуса и всю их школу .
Несчастье русских махистов, вздумавших "примирять" махизм
с марксизмом, в том и
состоит, что они доверились раз реакционным профессорам философии и, доверившись, покатились по наклонной плоскости. Приемы
сочинения разных попыток развить и дополнить Маркса были очень нехитры.
Прочтут Оствальда, поверят Оствальду, перескажут
Оствальда, назовут это марксизмом. Прочтут Маха, поверят Маху, перескажут
Маха, назовут это марксизмом. Прочтут Пуанкаре, поверят Пуанкаре, перескажут Пуанкаре, назовут это марксизмом! Ни единому из
этих профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных
областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз
речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни
единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные
работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в
одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. Ибо
эта последняя — такая же партийная наука в современном
* Вот еще пример того, как широко распространенные течения реакционной
буржуазной философии на деле используют махизм. Едва ли не "последней модой"
самоновейшей американской философии является "прагматизм" (от греческого pragma — дело,
действие; философия действия)120. О прагматизме говорят философские
журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма
и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием
практику, ссылается на позитивистское
течение вообще, опирается специально на Оствальда, Маха, Пирсона, Пуанкаре,
Дюгема, на то, что наука не есть "абсолютная копия реальности", и...
преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для
практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта (ср. William James. "Pragmatism. A new name for some old ways of thinking", N. Y. and L., 1907, p. 57 и 106 особ. (ср. Уильям Джемс. "Прагматизм. Новое
название для некоторых старых путей мышления", Нью-Йорк и Лондон, 1907, стр. 57
и 106 особ. Ред.)). Различия между махизмом и прагматизмом так же
ничтожны и десяти-степенны с точки зрения материализма, как различия между
эмпириокритицизмом и эмпириомонизмом. Сравните хотя бы богдановское и
прагма-тистское определение истины: "истина для прагматиста есть родовое
понятие для всяческого рода определенных рабочих ценностей (working-values) в
опыте" (ib., р. 68).
Предыдущая страница ... 362
Следующая страница ... 364
|