| против (а не "по") философии марксизма, и
реакционные черты махизма, как течения, становятся
очевидными.
Статья
Суворова тем интереснее при таких обстоятельствах, что автор не эмпириомонист
и не эмпириокритик, а просто "реалист", — его сближает, следовательно, с остальной компанией не то, что отличает Базарова,
Юшкевича, Богданова, как философов, а то, что обще всем им против диалектического
материализма. Сравнение социологических рассуждений этого "реалиста" с
рассуждениями эмпириомониста поможет нам
обрисовать их общую тенденцию.
Суворов
пишет: "В градации законов, регулирующих мировой процесс, частные и сложные
сводятся к общим и простым — и все они подчиняются универсальному закону
развития, — закону экономии сил. Сущность этого закона состоит в том,
что всякая система сил тем более способна
к сохранению и развитию, чем меньше в ней трата, чем больше накопление и
чем лучше трата служит накоплению. Формы подвижного равновесия, издавна
вызывавшие идею объективной целесообразности (солнечная система, круговорот земных явлений, процесс жизни),
образуются и развиваются именно в силу сбережения и накопления присущей
им энергии, — в силу их внутренней экономии. Закон экономии сил является
объединяющим и регулирующим началом всякого развития, — неорганического,
биологического и социального" (стр. 293, курсив автора).
Замечательно
легко пекут "универсальные законы" наши "позитивисты" и "реалисты" ! Жаль
только, что законы-то эти ничуть не лучше тех, которые так же легко и быстро
пек Евгений Дюринг. "Универсальный закон" Суворова — такая же бессодержательная, напыщенная фраза, как и универсальные
законы Дюринга. Попробуйте применить этот закон к первой из трех указанных
автором областей: к неорганическому развитию. Вы увидите, что никакой
"экономии сил", помимо закона сохранения и превращения энергии, сюда применить и притом
"универсально" применить вам не удастся. А закон "сохранения энергии"
автор уже выделил прочь,
Предыдущая страница ... 351
Следующая страница ... 353
|