|
уже упомянул
раньше (стр. 292), как особый закон . Что же осталось помимо этого закона в области неорганического развития? Где те
дополнения, или усложнения, или новые открытия, или новые факты,
которые позволили автору видоизменить ("усовершенствовать") закон сохранения и
превращения энергии в закон "экономии сил"? Никаких таких фактов или
открытий нет, и Суворов не заикнулся даже об них. Он просто — для ради
важности, как говорил тургеневский Базаров, — размахнулся пером и махнул новый
"универсальный закон" "реально-монистической философии" (стр. 292). Знай наших! Чем мы хуже Дюринга?
Возьмите
вторую область развития — биологическую. Универсален ли здесь, при развитии организмов путем борьбы за существование
и подбора, закон экономии сил или
"закон" расхищения сил? Не беда! Для "реально-монистической философии" можно
понимать "смысл" универсального закона в одной области так, а в другой
иначе, например, как развитие высших организмов из низших. Нужды
нет, что универсальный закон становится от этого пустой фразой, — зато соблюден
принцип "монизма". А для третьей области (социальной) можно в третьем смысле
понимать "универсальный закон", как развитие производительных сил. На то и
"универсальный закон", чтобы под него можно
было подвести, что угодно.
"Хотя
общественная наука еще и молода, — она уже имеет и прочный базис и законченные
обобщения; в XIX столетии она развилась до теоретической
* Характерно, что открытие закона сохранения и превращения энергии110
Суворов называет "установлением основных положений энергетики" (292).
Слыхал ли наш "реалист", желающий быть марксистом, что и вульгарные
материалисты Бюхнер и К0 и диалектический материалист Энгельс
считали этот закон установлением основных
положений материализма? Подумал ли наш "реалист", что значит эта разница?
О, нет, он просто перенял моду, повторил Оствальда, и все тут. В том-то и беда,
что подобные "реалисты" пасуют перед модой, тогда как Энгельс, например, усвоил
новый для него термин энергия и стал употреблять его в 1885 г. (предисловие
ко 2-му изд. "Анти-Дюринга") и в 1888 г. ("Л. Фейербах"), но употреблять наравне с понятиями "сила" и
"движение", вперемежку с ними, Энгельс сумел обогатить свой материализм, усвоив новую
терминологию. "Реалисты" и прочие путаники, схватив новый термин, не заметили разницы
между материализмом и энергетикой!
Предыдущая страница ... 352
Следующая страница ... 354
|