| претенциозно-пустой
энергетической и биологической словесностью.
Исторической особенностью современного российского
махизма (вернее: махист-ского
поветрия среди части с.-д.) является следующее обстоятельство. Фейербах был
"материалист внизу, идеалист вверху"; — то же относится в известной мере и к
Бюхне-ру, Фогту, Молешотту и к Дюрингу с тем существенным отличием, что все эти
философы были пигмеями и жалкими
кропателями по сравнению с Фейербахом.
Маркс и
Энгельс, вырастая из Фейербаха и мужая в борьбе с кропателями, естественно
обращали наибольшее внимание на достраивание философии материализма доверху,
т. е. не на материалистическую гносеологию, а на материалистическое понимание
истории. От этого Маркс и Энгельс в своих сочинениях больше подчеркивали диалектический
материализм, чем диалектический материализм, больше настаивали на историческом
материализме, чем на историческом материализме. Наши махисты, желающие быть марксистами, подошли к марксизму в
совершенно отличный от этого исторический период, подошли в такое
время, когда буржуазная философия особенно специализировалась на гносеологии и,
усваивая в односторонней и искаженной форме некоторые составные части
диалектики (например, релятивизм), преимущественное внимание обращала на защиту или восстановление идеализма внизу, а не
идеализма вверху. По крайней мере
позитивизм вообще и махизм в частности гораздо больше занимались тонкой
фальсификацией гносеологии, подделываясь под материализм, пряча идеализм за
якобы материалистическую терминологию, — и мало сравнительно обращали внимания на философию истории. Наши махисты
не поняли марксизма, потому что им довелось подойти к нему, так сказать,
с другой стороны, и они усвоили — а иногда не столько усвоили, сколько
заучили — экономическую и историческую теорию Маркса, не выяснив ее основы, т.
е. философского материализма. Получилось то, что Богданов и К должны быть названы русскими Бюхнерами и Дюрингами
наизнанку. Они желали
Предыдущая страница ... 349
Следующая страница ... 351
|