В.И.Ленин ПСС т.18 ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ стр. 349


 


приемы этого подгоняния, этой "социальной энергетики" сплошь фальшивы и ровно ничем не отличаются от приемов Ланге.
"Г-н Ланге, — писал Маркс 27-го июня 1870 года к Кугельману, — ("О рабочем во­просе и т. д.", 2 изд.) сильно хвалит меня... с целью самого себя выставить великим че­ловеком. Дело в том, что г. Ланге сделал великое открытие. Всю историю можно под­вести под единственный великий естественный закон. Этот естественный закон заклю­чается во фразе "Struggle for life" — борьба за существование (выражение Дарвина в этом употреблении его становится пустой фразой), а содержание этой фразы составляет мальтусовский закон о населении или, вернее, о перенаселении. Следовательно, вместо того, чтоб анализировать эту "Struggle for life", как она исторически проявлялась в раз­личных общественных формах, не остается ничего другого делать, как превращать вся­кую конкретную борьбу во фразу "Struggle for life", а эту фразу в мальтусовскую фан­тазию о населении. Нужно согласиться, что это очень убедительный метод для налы-щенного, притворяющегося научным, высокопарного невежества и лености мысли"
Основа критики Ланге заключается у Маркса не в том, что Ланге подсовывает спе­циально мальтузианство в социологию, а в том, что перенесение биологических по­нятий вообще в область общественных наук есть фраза. С "хорошими" ли целями предпринимается такое перенесение или с целями подкрепления ложных социологиче­ских выводов, от этого фраза не перестает быть фразой. И "социальная энергетика" Бо­гданова, его присоединение к марксизму учения об общественном подборе есть именно такая фраза.
Как в гносеологии Мах и Авенариус не развивали идеализма, а загромождали ста­рые идеалистические ошибки претенциозным терминологическим вздором ("элемен­ты", "принципиальная координация", "интроекция" и т. д.), так и в социологии эмпи­риокритицизм ведет, даже при самом искреннем сочувствии к выводам марксизма, к искажению исторического материализма




Предыдущая страница ... 348
Следующая страница ... 350

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински