|
не оправдывать
вопиющих теоретических извращений марксизма.
Богданов примиряет свою теорию с выводами Маркса, принося в жертву этим
выводам элементарную
последовательность. Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает,
что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то
продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму
всех этих изменений во всех их
разветвлениях не могли бы охватить в капиталистическом мировом хозяйстве
и 70 Марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана
в главном и в основном объективная логика этих изменений и их исторического
развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ,
людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных существ (только эти пустяки и подчеркивает
своей "теорией" Богданов), а в том
смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей.
Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите
продукты, обмениваете их, складывается
объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от
вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда.
Самая высшая задача человечества — охватить эту объективную логику
хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основных чертах
с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое
общественное сознание и сознание передовых
классов всех капиталистических стран.
Все
это Богданов признает. Значит? Значит, его теория "тождества общественного
бытия и общественного сознания" на деле выкидывается им за борт,
оставаясь пустым схоластическим привеском, — таким же пустым, мертвым и
никчемным, как "теория всеобщей
подстановки" или учение об "элементах", "интроекции" и весь прочий махи-стский
вздор. Но "мертвый хватает живого", мертвый схоластический привесок против
Предыдущая страница ... 344
Следующая страница ... 346
|