ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 346
| воли и независимо от сознания Богданова превращает
его философию в служебное орудие Шубертов-Зольдернов и прочих
реакционеров, которые на тысячи ладов с сотни профессорских кафедр
распространяют вот это самое мертвое за живое, против живого, с целью задушить живое. Богданов лично
— заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности. Богдановская
"подстановка" и теория "тождества общественного бытия и общественного
сознания" служит этой реакции. Это — печальный факт, но факт.
Материализм вообще признает объективно
реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества.
Материализм исторический признает общественное бытие независимым от
общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение
бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его
отражение. В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя
вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от
объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи.
Вот еще примеры того, как мертвый философский идеализм
хватает живого марксиста Богданова.
Статья:
"Что такое идеализм?" 1901 г. (там же, стр. 11 и след.). "Мы приходим к такому выводу: и там, где люди сходятся в своих
высказываниях относительно прогресса, и там, где они расходятся,
основной смысл идеи прогресса остается один и тот же: возрастающая полнота
и гармония жизни сознания. Таково объективное содержание понятия
прогресс... Если теперь мы сравним полученное нами психологическое выражение
идеи прогресса с выясненным раньше биологическим ("биологически прогрессом
называется возрастание суммы жизни", стр. 14), то мы легко убедимся, что
первое вполне совпадает со вторым и может
быть из него выведено... Так как жизнь социальная сводится к
психической жизни членов общества, то и здесь содержание идеи прогресса
остается все то же — возрастание полноты и гармонии жизни; только надо прибавить
—
Предыдущая страница ... 345
Следующая страница ... 347
|
|