ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 344
| сознание". Сопоставьте теперь с этим опровержение исторического
материализма Маркса
имманентом Шубертом-Зольдерном: "Всякий материальный процесс производства есть
всегда явление сознания по отношению к его наблюдателю... В гносеологическом
отношении не внешний процесс производства есть первичное (prius), a субъект или субъекты; другими словами: и
чисто материальный процесс производства не выводит (нас) из общей связи
сознания" (Bewußtseinszusammenhangs).
См. цит. книгу: "Das menschliche Glück und
die soziale Frage", S. 293 и
295—296 .
Богданов
может сколько угодно проклинать материалистов за "искажение его мыслей", но никакие проклятия не изменят простого и
ясного факта. Поправка к Марксу и развитие Маркса якобы в духе Маркса со
стороны "эмпириомониста" Богданова ничем существенным не отличается от
опровержения Маркса идеалистом и гносеологическим солипсистом
Шубертом-Зольдерном. Богданов уверяет, что он не идеалист. Шуберт-Зольдерн
уверяет, что он реалист (Базаров даже поверил этому). В наше время нельзя
философу не объявлять себя "реалистом" и "врагом идеализма". Пора же понять
это, господа махисты!
И
имманенты, и эмпириокритики, и эмпириомонист спорят о частностях, деталях, о
формулировке идеализма, мы же отвергаем с порога все основы их
философии, общие всей этой троице. Пусть Богданов в самом лучшем смысле и с
самыми лучшими намерениями, принимая все выводы Маркса, проповедует
"тождество" общественного бытия и общественного сознания; мы скажем: Богданов минус
"эмпириомонизм" {минус махизм, вернее) есть марксист. Ибо эта теория
тождества общественного бытия и общественного сознания есть сплошной вздор,
есть безусловно реакционная теория. Если отдельные лица примиряют ее с марксизмом, с марксистским поведением, то
мы должны признать, что эти люди лучше, чем их теории, но
— "Человеческое счастье и социальный вопрос", стр. 293 и
295— 296. Ред.
Предыдущая страница ... 343
Следующая страница ... 345
|
|