| словом,
то же самое и в гносеологии, и в социологии, то же реакционное содержание за такой же крикливой вывеской. Посмотрим
теперь на русских махистов.
2. КАК БОГДАНОВ ИСПРАВЛЯЕТ И "РАЗВИВАЕТ"
МАРКСА
В
статье своей "Развитие жизни в природе и в обществе" (1902 г. См. "Из псих,
общ.", с. 35 и ел.) Богданов цитирует известное место из предисловия к "Zur Kritik" , где "величайший
социолог", т. е. Маркс, излагает основы исторического материализма. Приведя слова Маркса, Богданов заявляет,
что "старая формулировка исторического монизма,
не переставая быть верною в своей основе, уже не вполне нас удовлетворяет" (37).
Автор хочет, следовательно, внести поправку или развить теорию, исходя из ее
же основ. Главный вывод автора следующий:
"Мы
показали, что общественные формы принадлежат к обширному роду — биологических приспособлений. Но этим мы еще не
определили области общественных форм: для определения надо установить не
только род, но и вид... В своей борьбе за существование люди не
могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет
общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психическая... Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное
бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов,
тождественны" (50, 51. Курсив
Богданова).
Что этот вывод не имеет ничего общего с
марксизмом, было уже указано Ортодоксом ("Философские очерки", СПБ., 1906, стр. 183 и пред.). А
Богданов ответил ему просто бранью,
придравшись к ошибке в цитате: вместо "в точном смысле этих слов" Ортодокс процитировал: "в полном смысле". Ошибка
налицо, и поправить ее автор имел
все права, но кричать по атому поводу об "искажении", "подмене" и т. п. ("Эмпириомонизм",
кн. III, стр. XLIV) — значит просто жалкими словами замазывать суть
разногласия. Какой бы "точный" смысл слов "общественное бытие" и "общественное
Предыдущая страница ... 341
Следующая страница ... 343
|