|
чивые
состояния души", глава 1-я: "О нравственном устойчивом состоянии"). "Устойчивое состояние по своему понятию не содержит ни
в одном из своих компонентов никаких условий изменения. Отсюда уже
следует, без дальнейших рассуждений, что это состояние не оставляет никакой
возможности для войны" (202). "Хозяйственное и социальное равенство
вытекает из понятия окончательного (endgültig), устойчивого
состояния" (213). Не из религии вытекает это "устойчивое состояние", а из
"науки". Не "большинство" осуществит его, как думают социалисты, не власть
социалистов "поможет человечеству" (207), — нет, "свободное развитие" приведет
к идеалу. Разве не понижается, в самом
деле, прибыль на капитал, не растет постоянно заработная плата? (223).
Неправда все эти утверждения насчет "наемного рабства" (229). Рабам безнаказанно перебивали ноги, а теперь? Нет,
"нравственный прогресс" несомненен: взгляните на университетские
поселения в Англии, на армию спасения (230), на немецкие "этические общества".
Во имя "эстетического устойчивого состояния" (глава 2-я второго отдела) отвергается "романтика". А к романтике
относятся и все виды непомерного расширения Я, и идеализм, и
метафизика, и оккультизм, и солипсизм, и эгоизм, и "насильственное
майоризирование меньшинства большинством", и "социал-демократический идеал
организации всего труда государством" (240—241) .
Беспредельное тупоумие мещанина, самодовольно размазывающего самый
истасканный хлам под прикрытием "новой", "эмпириокритической" систематизации и
терминологии, — вот к чему сводятся социологические экскурсии Блея,
Петцольдта, Маха. Претенциозный костюм словесных вывертов, вымученные ухищрения
силлогистики, утонченная схоластика, — одним
В том же духе Мах высказывается за чиновничий социализм Поппера и
Менгера, обеспечивающий "свободу индивидуума", тогда как-де "невыгодно
отличающееся" от этого социализма учение социал-демократов грозит "рабством еще
более всеобщим и более тяжелым, чем в монархическом или олигархическом
государстве". См. "Erkenntnis und
Irrtum", 2. Auflage, 1906, SS. 80—81
("Познание и заблуждение", 2 изд., 1906, стр. 80—81. Ред.).
Предыдущая страница ... 340
Следующая страница ... 342
|