| экономическое содержание"
(Энгельс в предисловии к "Нищете философии").
"В этой цитате, — продолжает Ф. Блей, приводя цитату из Энгельса,
— снят (abgehoben — технический термин у Авенариуса, в
смысле: дошел до сознания, выделился) средний отдел (Medialabschnitt) зависимого ряда, интересующего нас здесь.
После "познания" того, что позади
"нравственного сознания неправды" должен быть скрыт "экономический
факт", наступает конечный отдел...". (Finalabschnitt: теория Маркса есть высказывание, т. е. is-ценность, т. е. жизнеразность, проходящая три стадии, три
отдела: начало, середина, конец, Initialabschnitt, Medialabschnitt, Finalabschnitt)... "т. е. "познание" этого "экономического
факта". Или другими словами: теперь задача состоит в том, чтобы начальную
ценность", т. е. "миросозерцание", "снова
найти" в "экономических фактах" для "обеспечения" этой начальной ценности. —
Эта определенная вариация зависимого ряда содержит в себе уже марксову метафизику,
— безразлично, как бы ни выступало "познанное" в конечном отделе (Finalabschnitt). "Социалистическое миросозерцание", как
самостоятельная is-ценность, "абсолютная истина",
обосновывается "задним числом" посредством "специальной" теории познания —
именно: посредством экономической системы Маркса и материалистической теории
истории... Посредством понятия прибавочной стоимости "субъективно" "истинное" в марксовом миросозерцании
находит свою "объективную истину" в теории познания "экономических
категорий", — обеспечение начальной ценности завершено, метафизика получила
задним числом критику познания" (384—386).
Читатель, вероятно, негодует на нас за то, что мы так долго цитируем
эту невероятно пошлую
галиматью, это квазиученое шутовство в костюме терминологии Авенариуса. Но — wer den Feind will
verstehen, muß im Feindes Lande gehen: кто желает знать врага, тот должен
побывать во вражеской стране . А философский журнал Р. Авенариуса —
настоящая вражеская страна для марксистов. И мы приглашаем читателя
Предыдущая страница ... 335
Следующая страница ... 337
|