ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ стр. 335
|
(eine
Negligible) по отношению к "имманентным законам
хозяйства" (378—379). У Маркса теория констатировала из конструированных
процессов "хозяйственные законы", причем "законы" стояли в начальном отделе (Initialabschnitt) зависимого жизненного ряда, а
хозяйственные процессы в конечном отделе (Finalabschnitt)... "Хозяйство" превратилось у экономистов в трансцендентную
категорию, в которой они открывали такие "законы", которые хотели открыть:
"законы" "капитала" и "труда", "ренты", "заработной
платы", "прибыли". Человек превратился у экономистов в платоническое понятие
"капиталиста", "рабочего" и т. д. Социализм приписал "капиталисту" свойство
быть "жадным до прибыли", либерализм — рабочему свойство быть "требовательным",
— и оба закона при этом были объясняемы из "закономерного действия капитала"
(381—382).
"Маркс подошел к изучению французского
социализма и политической экономии уже с социалистическим миросозерцанием, и познавательной целью его
было дать "теоретическое обоснование" этому миросозерцанию для "обеспечения"
его исходной ценности. Маркс нашел у Рикардо закон стоимости, но... выводы
французских социалистов из Рикардо не могли удовлетворить Маркса для
"обеспечения" его is-ценности, приведенной в состояние
жизнеразности, т. е. "миросозерцания", ибо эти выводы уже входили составной
частью в содержание его начальной ценности, в виде "возмущения обкрадыванием рабочих" и т. д. Выводы были
отвергнуты как "экономически формально неверные", ибо они суть простое
"применение морали к политической экономии". "Но что неверно в формальном
экономическом смысле, может быть верно в всемирно-историческом смысле. Если
нравственное сознание массы объявляет известный экономический факт несправедливым, то это есть доказательство того, что
этот факт сам пережил себя, что
появились другие экономические факты, в силу которых тот факт стал
невыносимым и несохранимым. Позади формальной экономической неправды может
быть, следовательно, скрыто истинное
Предыдущая страница ... 334
Следующая страница ... 336
|
|