ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 334
| с "метафизикой" не только открытого, сознательного философского
материализма, но и
естествознания, стихийно стоящего на точке зрения материалистической теории познания.
Ученик предпринимает войну с метафизикой в политической экономии. Война эта направлена против самых различных школ в
политической экономии, но нас интересует
исключительно характер эмпириокритической аргументации против школы Маркса и Энгельса.
"Цель
настоящего исследования, — пишет Ф. Блей, — показать, что вся современная политическая
экономия оперирует с метафизическими предпосылками при объяснении явлений
хозяйственной жизни: она "выводит" "законы" хозяйства из его "природы", и человек выступает лишь как нечто
случайное по отношению к этим "законам"... Всеми своими современными
теориями политическая экономия стоит на метафизической почве, все ее теории
небиологичны и поэтому ненаучны и не имеют никакой ценности для познания...
Теоретики не знают, на чем они строят свои теории, плодами какой почвы эти теории являются. Они мнят себя реалистами,
оперирующими без всяких предпосылок, так как они-де занимаются такими
"простыми" (nüchterne),
"практическими", "очевидными"
(sinnfällige) хозяйственными явлениями... И все они имеют со многими направлениями в физиологии то
сходство между родней, которое дает детям — в нашем случае: физиологам и
экономистам — только происхождение от тех же
отца и матери, именно: от метафизики и от спекуляции. Одна школа экономистов анализирует "явления" "хозяйства" (в кавычки
Авенариус и его школа берут обычные слова, желая показать, что они-то,
истинные философы, понимают всю "метафизичность" подобного вульгарного, не
очищенного "гносеологическим анализом" словоупотребления), не ставя в связь
того, что она находит (das
Gefundene) на этом пути, с поведением
индивидов: физиологи исключают поведение индивидуума как "действия души" (Wirkungen der Seele) из своих исследований, — экономисты этого
направления объявляют поведение индивидов не имеющим значения
Предыдущая страница ... 332
Следующая страница ... 335
|
|