В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 288


 


"Очевидно, — говорит Хиббен, — что если мы первоначальное понятие энергии опре­делим таким образом, чтобы оно включало и психические явления, то это уже не будет то простое понятие энергии, которое признается в научных кругах или даже самими энергетиками". Превращение энергии рассматривается естествознанием как объектив­ный процесс, независимый от сознания человека и от опыта человечества, т. е. рассмат­ривается материалистически. И у самого Оствальда в массе случаев, даже вероятно в громадном большинстве случаев, под энергией разумеется материальное движение.
Поэтому и произошло такое оригинальное явление, что ученик Оствальда, Богданов, ставши учеником Маха, стал обвинять Оствальда не за то, что он не выдерживает по­следовательно материалистического взгляда на энергию, а за то, что он допускает (ино­гда даже кладет в основу) материалистический взгляд на энергию. Материалисты кри­тикуют Оствальда за то, что он впадает в идеализм, за то, что он пытается примирить материализм с идеализмом. Богданов критикует Оствальда с идеалистической точки зрения: "... Враждебная атомизму, но в остальном очень родственная старому материа­лизму энергетика Оствальда, — пишет Богданов в 1906 году, — привлекла самые горя­чие мои симпатии. Скоро я заметил, однако, важное противоречие его натурфилосо­фии: подчеркивая много раз чисто методологическое значение понятия: энергия, — он сам его в массе случаев не выдерживает. Энергия из чистого символа соотношений ме­жду фактами опыта у него то и дело превращается в субстанцию опыта, в материю ми­ра..." ("Эмпириомонизм", кн. III, стр. XVI—XVII).
Энергия — чистый символ! Богданов может после этого сколько угодно спорить с "эмпириосимволистом" Юшкевичем, с "чистыми махистами", эмпириокритиками и т. д., — с точки зрения материалистов это будет спор между человеком, верящим в желтого черта, и человеком, верящим в зеленого черта. Ибо важны не различия Богда­нова от других махистов, а то, что у них есть общего: идеалистическое толкование "опыта" и "энергии",




Предыдущая страница ... 287
Следующая страница ... 289

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински