|
сознания,
независимо от человека и человечества, или это только идеи, символы, условные знаки и т. п.? На этом вопросе и сломала
себе шею "энергетическая" философия, эта попытка "новой" терминологией
замазать старые гносеологические ошибки.
Вот
примеры того, как запутался энергетик Оствальд. В предисловии к своим "Лекциям о натурфилософии" он заявляет, что считает
"громадным выигрышем, если старое затруднение: как соединить понятия
материя и дух — будет просто и естественно устранено подведением обоих этих
понятий под понятие энергии". Это не выигрыш, а проигрыш, ибо вопрос о том, вести ли гносеологическое исследование
(Оствальд не ясно сознает, что он ставит именно гносеологический, а не
химический вопрос!) в материалистическом или идеалистическом направлении, не
решается, а запутывается произвольным употреблением слова "энергия". Конечно,
если "подвести" под это понятие и материю и
дух, тогда словесное уничтожение противоположности несомненно, но ведь
нелепость учения о леших и домовых не исчезнет от того, что мы назовем его
"энергетическим". На стр. 394 "Лекций" Оствальда читаем: "Что все внешние
явления могут быть изображены, как процессы
между энергиями, это обстоятельство проще всего объяснить тем, что именно процессы нашего сознания сами являются
энергетическими и таковое свое свойство передают (aufprägen) всем внешним опытам". Это — чистый
идеализм: не наша мысль отражает превращение энергии во внешнем мире, а внешний
мир отражает "свойство" нашего сознания! Американский философ Хиббен очень
метко говорит, указывая на это и другие подобные места лекций Оствальда, что Оствальд "появляется здесь в наряде кантианства":
объяснимость явлений внешнего мира
выводится из свойств нашего ума!
* Wilhelm Ostwald. "Vorlesungen über Naturphilosophie", 2. Aufl., Leipz., 1902, S. VIII (Вильгельм
Оствальд. "Лекции о натурфилософии", 2
изд., Лейпциг, 1902, стр. VIIL Ред.).
" J. Gr. Hibben. "The Theory of Energetics and Its Philosophical Bealings",
"The Monist", vol. XIII, № 3, 1903, April, pp. 329—330
(Дж. Гр. Хиббен. "Энергетическая теория и ее философское значение", "Монист",
т. XIII, № 3, 1903, апрель, стр. 329—330. Ред.).
Предыдущая страница ... 286
Следующая страница ... 288
|