|
отрицание
объективной реальности, в приспособлении к которой состоит опыт человека, в снимке с которой состоит единственно
научная "методология" и научная "энергетика".
"Материал мира для нее (энергетики Оствальда) безразличен; с ней
вполне совместим и старый материализм, и панпсихизм" (XVII)... — т. е. философский идеализм? И Богданов пошел от путаной
энергетики не по материалистической, а по идеалистической дорожке...
"Когда энергию представляют, как субстанцию, то это есть не что иное, как
старый материализм минус абсолютные атомы, — материализм с поправкой в смысле непрерывности существующего" (там
же). Да, от "старого" материализма, т. е. метафизического материализма
естественников, Богданов пошел не к диалектическому материализму,
которого он в 1906 году так же не понимал, как и в 1899 г., а к идеализму и к
фидеизму, ибо против "методологического" понятия энергии, против истолкования
ее как "чистого символа соотношений между фактами опыта", ни один образованный представитель современного фидеизма, ни
один имманент, ни один "неокрити-цист" и т. д, возражать не станет. Возьмите П.
Каруса, с физиономией которого мы достаточно познакомились выше, — и вы
увидите, что этот махист критикует Оствальда совершенно по-богдановски: "Материализм
и энергетика, — пишет Карус, — принадлежат безусловно к одной и той же
категории" ("The
Monist", vol.
XVII, 1907, № 4, p. 536). "Нас очень мало просвещает
материализм, когда он говорит нам, что все есть материя, что тела суть
материя, и что мысль есть только функция материи, а энергетика проф. Оствальда
ничуть не лучше, раз он говорит нам, что материя есть энергия, и что душа есть
только фактор энергии" (533).
Энергетика
Оствальда — хороший пример того, как быстро становится модной "новая"
терминология и как быстро оказывается, что несколько измененный способ выражения
ничуть не устраняет основных философских вопросов и основных философских
направлений. В терминах "энергетики" так же можно выразить
Предыдущая страница ... 288
Следующая страница ... 290
|