ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ стр. 285
|
передовых мыслителей века под именем "материи"..." ("Основные элементы
исторического взгляда на
природу", стр. 38).
Мы
говорили, что это — путаница. Признание объективной реальности внешнего мира,
признание существования вне нашего сознания вечно движущейся и вечно изменяющейся материи смешивается здесь с признанием
неизменной сущности вещей. Нельзя
допустить, чтобы к числу "передовых мыслителей" Богданов не относил в 1899
г. Маркса и Энгельса. Но диалектического материализма он явно не понял.
"...
В процессах природы все еще различают обыкновенно две стороны: материю и ее движение. Нельзя сказать, чтобы понятие
материи отличалось большой ясностью. На вопрос, что такое материя, —
нелегко дать удовлетворительный ответ. Определяют ее, как "причину ощущений",
или как "постоянную возможность ощущений"; но очевидно, что материя тут смешана с движением...".
Очевидно, что Богданов рассуждает неправильно. Мало того, что он
смешивает материалистическое признание объективного источника ощущений (неясно
формулировано в словах причина ощущений) с
агностическим миллевским определением материи, как постоянной возможности
ощущений. Основная ошибка тут та, что автор, вплотную подойдя к вопросу о существовании или несуществовании
объективного источника ощущений, бросает на полпути этот вопрос и
перескакивает к другому вопросу о существовании или несуществовании материи без
движения. Идеалист может считать мир движением наших ощущений
(хотя бы "организованных социально" и "гармонизованных" в высшей степени);
материалист — движением объективного источника, объективной модели наших ощущений. Метафизический, т. е. антидиалектический,
материалист может принимать существование материи (хотя бы временное,
до "первого толчка" и т. п.) без движения.
Диалектический материалист не только считает движение неразрывным свойством
материи, но и отвергает упрощенный взгляд на движение и т. д.
Предыдущая страница ... 284
Следующая страница ... 286
|
|