|
восприятие,
представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной
реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим
сознанием. Движению представлений, восприятий и т. д. соответствует движение материи вне меня. Понятие материи ничего иного,
кроме объективной реальности, данной нам в ощущении, не выражает.
Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление
от объективной реальности, оторвать мои ощущения
от внешнего мира, т. е. перейти на сторону идеализма. Тот фокус, который проде-лывается
обыкновенно с отрицанием материи, с допущением движения без материи, состоит в
том, что умалчивается об отношении материи к мысли. Дело представляется так,
как будто бы этого отношения не было, а в действительности оно протаскивается тайком, остается невысказанным в начале
рассуждения, но выплывает более или менее незаметным образом впоследствии.
Материя исчезла,
— говорят нам, — желая делать отсюда гносеологические выводы. А мысль осталась?
— спросим мы. Если нет, если с исчезновением материи исчезла и мысль, с исчезновением мозга и нервной системы
исчезли и представления и ощущения, — тогда, значит, все исчезло,
исчезло и ваше рассуждение, как один из образчиков какой ни на есть "мысли"
(или недомыслия)! Если же — да, если при исчезновении материи предполагается
не исчезнувшей мысль (представление, ощущение и т. д.), то вы, значит, тайком
перешли на точку зрения философского идеализма. Это именно и бывает всегда с
людьми, из "экономии" желающими мыслить движение без материи, ибо молчаливо,
просто тем самым, что они продолжают свое рассуждение, они признают существование мысли после исчезновения
материи. А это значит, что очень простой или очень сложный философский идеализм берется за основу: очень
простой, если дело сводится открыто к
солипсизму (я существую, весь мир есть только мое ощущение); очень
сложный, если вместо мысли, представления, ощущения живого человека берется мертвая абстракция:
Предыдущая страница ... 282
Следующая страница ... 284
|