| от вещества Дицген связывает с идеализмом, ставит рядом с стремлением
оторвать мысль от мозга.
"Либих, — продолжает Дицген, — любящий делать отступления от своей индуктивной науки в сторону философской
спекуляции, говорит в смысле идеализма: силы нельзя видеть" (109).
"Спиритуалист или идеалист верит в духовное, т. е. призрачное,
необъяснимое существо силы" (ПО). "Противоположность между силой и веществом так же стара, как противоположность
между идеализмом и материализмом" (111). "Разумеется, нет силы без
вещества, нет вещества без силы. Вещество без силы и сила без вещества есть бессмыслица. Если идеалистические
естествоиспытатели верят в нематериальное
бытие сил, то в этом пункте они не естествоиспытатели, а... духовидцы"
(114).
Мы
видим отсюда, что сорок лет тому назад тоже встречались естествоиспытатели, готовые допустить мыслимость движения без материи,
и что Дицген объявлял их "в этом пункте" духовидцами. В чем же состоит
связь философского идеализма с отделением материи от движения, с устранением
вещества от силы? Не "экономнее" ли в самом
деле мыслить движение без материи?
Представим себе последовательного идеалиста,
который стоит, положим, на той точке зрения, что весь мир есть мое ощущение или мое
представление и т. д. (если взять
"ничье" ощущение или представление, то от этого изменится только разновидность
философского идеализма, но не изменится его сущность). Идеалист и не подумает
отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, представлений,
ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалист отвергнет и сочтет
нелепым: происходит смена моих ощущений,
исчезают и появляются представления, и только. Вне меня ничего нет. "Движется"
— и баста. Более "экономного" мышления нельзя себе
представить. И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть
солипсиста, если он последовательно проводит свой взгляд.
Основное
отличие материалиста от сторонника идеалистической философии состоит в том, что ощущение,
Предыдущая страница ... 281
Следующая страница ... 283
|