|
физика есть снимок с гигантски быстрых реальных движений. Признание
теории снимком,
приблизительной копией с объективной реальности, — в этом и состоит материализм.
Когда Рей говорит, что среди новых физиков есть "реакция против концептуалистской (махистской) и энергетической школы", и
когда он к представителям этой реакции относит физиков электронной
теории (46), — то лучшего подтверждения того факта, что борьба идет, по сути дела, между материалистическими и
идеалистическими тенденциями, мы не могли бы и желать. Не надо только
забывать, что, кроме общих предрассудков всего образованного мещанства против
материализма, на самых выдающихся теоретиках сказывается полнейшее
незнакомство с диалектикой.
3. МЫСЛИМО ЛИ
ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ?
Использование философским идеализмом новой физики или
идеалистические выводы из нее вызываются не
тем, что открываются новые виды вещества и силы, материи и движения, а тем, что делается попытка мыслить
движение без материи. Вот этой-то попытки не разбирают по существу наши
махисты. Посчитаться с утверждением Энгельса, что "движение немыслимо без
материи", они не пожелали. И. Дицген еще в 1869 году, в своей "Сущности
головной работы" высказывал ту же мысль, что и Энгельс, — правда, не без
обычных своих путаных попыток "примирить" материализм с идеализмом. Оставим в
стороне эти попытки, в значительной степени объясняемые тем, что Дицген
полемизирует с бюхнеровским материализмом, чуждым диалектике, и посмотрим на
собственные заявления Дицгена по интересующему нас вопросу. "Идеалисты хотят, —
говорит Дицген, — общего без особенного, духа без материи, силы без вещества,
науки без опыта или без материала, абсолютного без относительного" ("Das Wesen der menschlichen
Kopfarbeit", 1903, S. 108 ). Итак, стремление оторвать движение от материи, силу
* — "Сущность головной работы человека", 1903, стр. 108. Ред.
Предыдущая страница ... 280
Следующая страница ... 282
|